Rambler's Top100 Service калинин.ru / студенческое /  << 25.08.00 >>

Анонс

Первый курс, когда только-только появляется в институте, самый забавный. Пожалуй, первокурсников можно запросто выделить из общей толпы студентов разного калибра. В особенности первого сентября ;) Дикий взгляд и вопрос дрожащим голосом "как попасть ..." вместе с поглядыванием на неумолимое движение секундной стрелки выдают студента первого курса. По нему все еще видна неотвратимость школьного домашнего задания и родительского собрания (кроме шуток: ходят упорные слухи, что к нам в деканат приходила одна дама, мама первокурсинка, и спрашивала когда будет родительское собрание: "а то уже три месяца прошло, а родителей так и не собрали.")

Понятно, что школьное образование и образование в ВУЗе отличаются кардинальным образом. Прежде всего тем, что в школе "учат", а в институтах "учатся" и это очень важно. Когда первокурсник приходит впервые в аудиторию, он уверен в том, что его сейчас будут учить, много учить, а выйдет из нее он уже "специалистом".

В начале первого семестра мы изредка проводим "анкетирование" в принципе ради одного вопроса: "Что вы ожидаете от курса?" Что только не отвечают, но совершенно ясно, что люди не представляют себе зачем они сюда попали. Совсем.

И это прискорбно.

Тем не менее, речь не о том. Эта заметка --- первая среди опусов на тему "высшего образования". Близится первое сентября, уже выясняется, что я не "свободный сокол", а "должен" прийти на собрание кафедры. Вообще, в этот сентябрь будет третий раз, когда я встречу первокурсников "с другой стороны". Понятно, что тут нечем хвастаться, вполне вероятно что среди моих читателей есть специалисты с гораздо более длительным преподавательским стажем, но это очень интересно. А что иногда пишут или отвечают студенты ;)

Именно этим "перлам" и будет отчасти посвящен данный раздел моей домашней странички. Я давно уже хотел начать записывать некоторые цитаты, но никогда не хватало сил для этого. Да и не было понятно, зачем --- теперь место для них есть и этот раздел будет пополняться по мере проведения новых этапов сдачи зачетов или экзаменов. Вполне вероятно, что это будет забавно.

Конечно же, я много упустил ;) сейчас я уже и не вспомню большинство фраз, которые меня поразили в свое время; среди них были некоторые настолько философские, что на их осмысление требовалось гораздо больше времени, чем на правильный ответ. Вот, например, один студент в своем ответе на экзамене по теме "Сортировка пузырьком" написал следующее:

  Цитата
 

Пузырек всплывает быстро, а опускается медленно.

Какая глубина в этой фразе! ;) Тем не менее, если быть серьезным, то сортировка пузырьком традиционно понимается как-то "не так". Нет, среди студентов всегда есть люди, которые лучше усваивают материал (просто более приспособлены) и люди, которые его просто так усвоить не могут (это вполне нормально). Но если с другими подобными алгоритмами все обычно понятно сразу (знает/не знает), то с "пузырьком" такой определенности нет. Наверно потому, что он обычно сопрвождается очень наглядными примерами, образ которых "садится" в память человека и держится там вне зависимости от того, знает он этот метод сортировки или нет. Вот и возникают из глубин подсознания какие-то странные формулировки.

Иногда первокурсники начинают чего-то бояться. До такой степени, что из головы вылетает не только то, что там было, но и даже возможность проводить простейшие аналогии ;) Например, однажды студента, который основательно "плавал" передо мной, я попросил назвать хотя бы пару протоколов из семейства TCP/IP. С долгими мучениями он все-таки вспомнил один: IP. Второй так и не назвал ;)

Самое страшное заключается в том, что запоминаются не "сильные" студенты, а "слабые". Наверно, из-за того что постоянно мозолят глаза и отличаются оригинальными ответами (все-таки, верных ответов не так уж и много; зато неверных --- бесконечность ;) ). Однажды мы разговаривали с первокурсником по поводу систем счислений, использовании двоичной системы счисления "в компьютере" (это телевизор и доска с кнопками). В частности, разговор затронул тему представления чисел со знаком. При этом он никак не мог определиться с границами (мы считали для 32-битного машинного слова), сколько и где там будет; с горем пополам и моей помощью, первокурсник все-таки узнал, что нижняя граница для чисел без знака будет 0, а верхняя 2^32-1. После этого я усложнил вопрос и мы начали идти по "знаковым" признакам ;) Через некоторое время я с удивлением узнал, что числа со знаком при 32-битном машинном слове представляются следующим образом: они состоят из двух 32-битных частей (в сумме 64 бита) --- если заполнена одна половина, то число положительное, другая --- отрицательное. Это очень удобно, можно одновременно хранить два числа...

Но не только "перлы" будут здесь появляться. Еще хочется просто поговорить о том, как лучше всего заниматься "преподавательской" деятельностью. Ведь, в отличие от школы, преподаватели в ВУЗах являются прежде всего специалистами в преподаваемом предмете и не имеют никакой педагогической подготовки; т.е. все свои "приемы" получают при решении одних и тех же проблем. Нет, я не считаю, что преподаватель ВУЗа должен уметь воспитывать детей, но иметь представление о том, как ему надо говорить --- обязан. Тем не менее, эти знания приходят только с опытом.

Я не претендую на свой "опыт". Но кое-что написать про "высшее" образование хочется. Надеюсь, никого этим не обижу.

Резюме

Я долго думал, перед тем как создать этот раздел --- не отнести ли его к разделу "Просто так"? Это, наверно, лучше всего характеризует его будущее содержание.


Версия для печати


  Рядом в разделе:
Формальные оценки (07.09.00)
   Оценка знаний у студента, на мой взгляд, является самым спорным вопросом всего "учебного процесса". Вообще, выставление отметок превращается в некоторое странное...   >>>>
1 сентября (01.09.00)
   Итак, свершилось. Первое сентября. Сами понимаете, что сегодняшний "опус" мог быть только в одном разделе, а конкретно --- в этом. Надо...   >>>>
  Рядом по дате:
Дети... (26.08.00)
   Меня вот интересует, почему "взрослые" люди считают детей "глупыми"? Совсем не понимаю... недавно видел в маршрутке такую ситуацию: на задних сидениях...   >>>>
По прозвищу "Пуля" / Bullet, 1994 (24.08.00)
   Фильмы с Микки Рурком практически не бывают "совсем" плохими --- мне кажется, что это один из лучших американских актеров... в этом...   >>>>
  Содержание:
Заглавная страница
Мой блог
Мое резюме
Дайджест
Программирование
   C&C++
Сети
Unix
Алгоритмы
Оптимизация
Соревнования
Отвлеченно
XML
TeX
Просто так
Студенческое
Туризм
  Байки
Фотографии
Комментарии
   Книги
Web-ресурсы
Фильмы
Интернет
Программное обеспечение
Жизнь
Благодарности
Форум
Хронология
 
  В этом разделе:
Прорвались! (01.02.01)
   Свершилось. Теперь я краснодипломированный "математик минус инженер", рекомендованный к продолжению обучения в аспирантуре сразу же после окончания института и т.д. Точнее,...   >>>>
Опыт, сын ошибок трудных... (22.01.01)
   Не умеют студенты программировать. Не все, конечно же, бывают и исключения, но "ан масс" --- не умеют. Можно обвинять в этом...   >>>>
Преподаватели (19.11.00)
   Сегодня я буду брюзжать. Почему? Хочется... настроение такое. Кроме того, мне надоело рассказывать о молодых и неопытных студентах, поэтому теперь немножко...   >>>>
Космические корабли бороздят большой театр (20.10.00)
   В бланке отчета по нашим лабораторным работам, которые заполняют студенты после их выполнения, кроме пунктов "задание" и невнятного "сценарий выполнения", существует...   >>>>
Автоматизация заполнения базы данных "по студентам", немного статистики (21.09.00)
   Я уже провел две лабораторных работы и один семинар с первым курсом в этом семестре и, так как на лабораторных мне...   >>>>
Еще один способ подготовки копии конспекта лекций (13.09.00)
   Вопрос о том, где же добыть лекции, мучает каждого студента перед сессией. Вообще говоря, я не знаю, может быть в других...   >>>>
Формальные оценки (07.09.00)
   Оценка знаний у студента, на мой взгляд, является самым спорным вопросом всего "учебного процесса". Вообще, выставление отметок превращается в некоторое странное...   >>>>
Содержание раздела полностью...
   Примерно в тоже время
Дети... (26.08.00)
   Меня вот интересует, почему "взрослые" люди считают детей "глупыми"? Совсем не понимаю... недавно видел в маршрутке такую ситуацию: на задних сидениях...   >>>>
По прозвищу "Пуля" / Bullet, 1994 (24.08.00)
   Фильмы с Микки Рурком практически не бывают "совсем" плохими --- мне кажется, что это один из лучших американских актеров... в этом...   >>>>
Хронология полностью...
   Содержание
Заглавная страница
Мой блог
Мое резюме
Дайджест
Программирование
  C&C++
Сети
Unix
Алгоритмы
Оптимизация
Соревнования
Отвлеченно
XML
TeX
Туризм
  Байки
Фотографии
Комментарии
  Книги
Web-ресурсы
Фильмы
Интернет
Программное обеспечение
Жизнь
Студенческое
Просто так
Благодарности
Форум
Хронология
© 2000-2008, Andrey L. Kalinin
mailto:andrey@kalinin.ru
Rambler's Top100