Rambler's Top100 Service калинин.ru / студенческое /  << 19.11.00 >>

Преподаватели

Сегодня я буду брюзжать. Почему? Хочется... настроение такое. Кроме того, мне надоело рассказывать о молодых и неопытных студентах, поэтому теперь немножко поговорим о преподавателях.

Преподаватели, как и студенты, бывают разные. Все они люди и каждый занимается преподаванием по разным причинам: некоторым это просто нравится; для других это необходимость, вызванная спецификой научной работы в ВУЗе; третьим, откровенно говоря, некуда податься.

Все эти позывы сказываются на методике преподавания. Однажды я обнаружил в нашем дисплейном классе текст лабораторных работ по курсу численных методов, оставленных там до меня другим преподавателем. Я был в таком восторге от прочитанного, что позволил себе оставить один экземпляр задания "на память". Вот, например, начало этого текста (я постарался сохранить и его форматирование):

  Цитата
 

Типовые задачи.
Действия с векторами.
Задача.
Программа должна.

Ввести вектор...

Далее, вместо многоточия, следует текст задания. Но "программа должна" это, конечно же, стильно. Очень стильно :-)

А текст программы-примера? Разве не прелесть:

      real b(5)
      write(6,*)'read bektor'
      read(5,*)b
      write(6,*)'vveden bector'

Все наименования авторские. В общем, bektor и bector --- тоже очень хорошо звучит.

Разговор даже не о конкретно этой лабораторной работе, а об отношении. Я же знаю студента, он всегда живет по принципу "человек не муха, ко всему приспособится". За свои десять сессий я насмотрелся на много разного, после чего верю практически всем рассказам про студентов и преподавателей: они все реальные. Только, быть может, место, время и фамилии участников изменены, а все остальное --- правда.

У нас был лектор, который читал лекции таким образом, что не засыпали только самые сознательные. Представьте себе: паузы между фразами длились до трех минут! Причем никогда нельзя было понять, он продолжает чтение нового материала, или комментирует только что пройденный. Например:

Принцип...

Все пишут.

максимума... Понтрягина...

Все пишут.

доказан.

Все зачеркнули только что записанное. И ничего, прорвались. Многие даже экзамен сдали.

Что характерно, у нас в институте есть кафедры, у которых уже отлажен прием денег от студентов. Взятки, взятки... какие, собственно, взятки? Дополнительные занятия со студентами, естественно, платные. То есть, пропустил лабораторную работу по неуважительной причине? Сдаешь деньги и делаешь лабораторную работу в другое время. Не сдал экзамен? Оплачиваешь десяток дополнительных занятий и идешь сдавать снова. Многие студенты уже вполне усвоили "политику партии" и заказывают дополнительные занятия еще до сессии...

Например, на нашей кафедре технология приема денег со студентов еще не освоена. Преподаватель, когда к нему подходит студент и с невинным видом просит устроить дополнительные занятия, обычно ненадолго ступорится, не понимая что от него хотят... а вот [не будем показывать пальцами] даже квитанции специальные в типографии заказали под расчеты со студентами.

Причем, если по уму подходить, то конечно же ничего плохого в платных дополнительных занятиях нет... если бы, не одно "но", которое ставит под сомнение весь "позитив" от этих занятий: в большинстве случаев и студенты, и преподаватели прекрасно понимают, за что именно деньги переходят из одного кармана в другой. Ваш покорный слуга был свидетелем диалога одного заведующего кафедрой с преподавательницой, которая принимала экзамен, и поставила всего-лишь пару двоек... он ей ясно объяснял, соотношение между каждой двойкой и денежным довольствием кафедры и как нехорошо с ее стороны лишать этого счастья всех своих коллег.

Ситуация же такова, что для того, что бы учиться в институте, совершенно не обязательно что-либо учить. Достаточно иметь определенное количество ресурсов и знать расценки на разных кафедрах.

Это плохо. Потому что, прежде всего, нет ничего более обидного для студента, который пытается учиться, чем видеть (иногда) человека, о существовании которого и не догадываешься в течение семестра. У подобных людей исключительная тяга к знаниям: многие из них уже по несколько раз учились на одном и том же курсе... а ведь стоило бы их выгнать, и жить было бы веселее, но этого делать нельзя, потому что тогда деканат и многие кафедры лишатся своего заработка.

Возвращаясь к тому, с чего я начал. Все дело в отношении. Но до сих пор я писал о том, что многие студенты сначала совсем неправильно относятся к обучению в институте, то теперь --- о преподавателях. И вот в этом случае видна вполне определенная позиция к процессу обучения как к своей собственной вотчине: примерно то же самое наблюдается у "некоторых" инспекторов ГИБДД.

Резюме

"Начал за здравие, а кончил за упокой". Все-таки, сейчас при обучении в ВУЗах можно наблюдать некоторый героизм... как с одной стороны, так и с другой. Потому что вытягивание денег из студентов --- не от хорошей жизни. И можно только поаплодировать тем, кто не пользуется этой возможностью немного улучшить свое материальное состояние.


Версия для печати


  Рядом в разделе:
Опыт, сын ошибок трудных... (22.01.01)
   Не умеют студенты программировать. Не все, конечно же, бывают и исключения, но "ан масс" --- не умеют. Можно обвинять в этом...   >>>>
Космические корабли бороздят большой театр (20.10.00)
   В бланке отчета по нашим лабораторным работам, которые заполняют студенты после их выполнения, кроме пунктов "задание" и невнятного "сценарий выполнения", существует...   >>>>
  Рядом по дате:
100 (23.11.00)
   Дожили... судя по счетчику количества заметок, эта будет обладать красивым номером 100. Вот уж не ожидал... Поэтому, логично, что сегодняшний опус...   >>>>
HTML must die (18.11.00)
   Язык гипертекстовой разметки документов (HTML) используется сейчас повсеместно. Задачи, которые ставились перед создателями этого языка заключались в необходимости создания универсального формата...   >>>>
  Содержание:
Заглавная страница
Мой блог
Мое резюме
Дайджест
Программирование
   C&C++
Сети
Unix
Алгоритмы
Оптимизация
Соревнования
Отвлеченно
XML
TeX
Просто так
Студенческое
Туризм
  Байки
Фотографии
Комментарии
   Книги
Web-ресурсы
Фильмы
Интернет
Программное обеспечение
Жизнь
Благодарности
Форум
Хронология
 
  В этом разделе:
Прорвались! (01.02.01)
   Свершилось. Теперь я краснодипломированный "математик минус инженер", рекомендованный к продолжению обучения в аспирантуре сразу же после окончания института и т.д. Точнее,...   >>>>
Опыт, сын ошибок трудных... (22.01.01)
   Не умеют студенты программировать. Не все, конечно же, бывают и исключения, но "ан масс" --- не умеют. Можно обвинять в этом...   >>>>
Преподаватели (19.11.00)
   Сегодня я буду брюзжать. Почему? Хочется... настроение такое. Кроме того, мне надоело рассказывать о молодых и неопытных студентах, поэтому теперь немножко...   >>>>
Космические корабли бороздят большой театр (20.10.00)
   В бланке отчета по нашим лабораторным работам, которые заполняют студенты после их выполнения, кроме пунктов "задание" и невнятного "сценарий выполнения", существует...   >>>>
Автоматизация заполнения базы данных "по студентам", немного статистики (21.09.00)
   Я уже провел две лабораторных работы и один семинар с первым курсом в этом семестре и, так как на лабораторных мне...   >>>>
Еще один способ подготовки копии конспекта лекций (13.09.00)
   Вопрос о том, где же добыть лекции, мучает каждого студента перед сессией. Вообще говоря, я не знаю, может быть в других...   >>>>
Формальные оценки (07.09.00)
   Оценка знаний у студента, на мой взгляд, является самым спорным вопросом всего "учебного процесса". Вообще, выставление отметок превращается в некоторое странное...   >>>>
Содержание раздела полностью...
   Примерно в тоже время
100 (23.11.00)
   Дожили... судя по счетчику количества заметок, эта будет обладать красивым номером 100. Вот уж не ожидал... Поэтому, логично, что сегодняшний опус...   >>>>
HTML must die (18.11.00)
   Язык гипертекстовой разметки документов (HTML) используется сейчас повсеместно. Задачи, которые ставились перед создателями этого языка заключались в необходимости создания универсального формата...   >>>>
Хронология полностью...
   Содержание
Заглавная страница
Мой блог
Мое резюме
Дайджест
Программирование
  C&C++
Сети
Unix
Алгоритмы
Оптимизация
Соревнования
Отвлеченно
XML
TeX
Туризм
  Байки
Фотографии
Комментарии
  Книги
Web-ресурсы
Фильмы
Интернет
Программное обеспечение
Жизнь
Студенческое
Просто так
Благодарности
Форум
Хронология
© 2000-2008, Andrey L. Kalinin
mailto:andrey@kalinin.ru
Rambler's Top100