Rambler's Top100 Service калинин.ru / комментарии / по /  << 01.12.01 >>

Игры

Я очень давно не играл в компьютерные игры (за редким исключением --- например, дорвавшись до тетриса) и когда наконец-то собрал себе новый компьютер, решил посмотреть, что же изменилось в игровом мире.

Впечатление первое: графика. Сейчас уже DOOM смотрится убого на фоне современных движков, а я еще помню то время, когда его сравнивали с предшествующими Wolf3D и Catacombs... Графические движки действительно стали откровенно лучше --- настолько лучше, насколько это позволяют ресурсы современных домашних компьютеров. При этом, правда, основная нагрузка попадает не на центральный процессор, а на процессор видеокарты. В общем-то, это логично, но все равно странно: получается, что в игровом компьютере существует два, а то и три "могучих" процессора, при этом быстродействие центрального процессора уже не так важно, как раньше. Вообще, мне рассказывали, как удавалось приручить процессор видеокарты под математические вычисления...

Но это все не имеет отношения к самим играм. В графических движках не произошло ничего особенного, это просто освоение доступных вычислительных ресурсов. Я бы даже не сказал, что современные движки отличаются производительностью, скорее, наоборот --- их отличает некоторая расхлябанность в использовании доступных мощностей. То есть, они все заточены под какую-то конфигурацию компьютера и практически никак не могут подстраиваться под ее изменения. В особенности обидно, когда игры не понимают лучшей конфигурации, чем "расчетная". Например, у меня столько оперативной памяти, что любая игра может поместиться туда целиком, но ни одна из них об этом не догадалась. Опять же, производительность графических движков слишком сильно падает при незначительных "недоборах" компьютера до того, на котором тестировались разработчики. Странно все это.

Впечатление же второе для меня было самым удивительным: за те лет пять, что я провел в счастливом неведении новостей игрового мира... ничего нового не появилось!

То есть совсем. Все игры дружно разделились по существующим жанрам и редкий разработчик позволяет себе отойти от него. Развитие замедлилось, хотя, казалось бы, именно в этой отрасли компьютерной индустрии оно должно было ускориться.

На самом деле такой итог был бы логичным для обычного программного обеспечения: когда новая версия Microsoft Word отличается от предыдущей только положением "скрепки" и дизайном меню, это означает что продукт достиг вершины своего развития. Причем, это вполне логичная ситуация: в такой момент надо начинать кропотливую работу по исправлению ошибок. К сожалению, именно в области программного обеспечения такой ситуации не наблюдается: производители начинают искусственно подогревать интерес публики за счет предыдущих успехов.

А вот производители игр, наоборот, в очередной раз ходят проторенной дорожкой своих предшественников. Возьмем, ради примера, все тот же жанр "шутеров", то есть когда игроку дают возможность поноситься с немереным набором вооружения (традиционный набор: нож, пистолет, автомат, пулемет, ракетница и еще пара-тройка чего-нибудь очень большого и разрушительного --- сколько это все весит?) внутри старинного замка или по ущельям другой планеты... но только, что же появилось нового со времен Catacombs? Да ничего, кроме графики. Ну и количества --- сейчас даже голова кружится от общего количества подобных игр, в каждой из которых даже управление похоже друг на друга потому что тоже стало символом жанра.

Другой жанр --- стратегии. Пошаговые и "в реальном времени". Тут, вроде бы, вообще все как было, так и осталось: им не помогло даже развитие графических движков. Правда, за исключением того, что появились "тактические игры" --- Commandos, Desperados. Эти, простые по сути и сложные в процессе игры, действительно как-то выделяются на фоне игр "пятилетней давности", но, честно говоря, лично мне кажутся слишком нудными.

Что еще можно вспомнить? Симуляторы. Этому игровому жанру развитие компьютерной техники пошло на пользу не только в смысле улучшения графики, но и в своем основном предназначении --- реалистичности. Ведь задача симулятора состоит в том, чтобы максимально приблизить поведение моделируемого механизма к его реальному виду. Тут все достаточно просто: поведение этого объекта описывается набором математических законов и качество симулятора будет зависеть от точности реализации всех этих законов. Проблема напрямую связана с точностью вычислений и производительностью математического процессора, в общем это вполне достойная задача вычислительной математики. Впрочем, и игроки у этого жанра вполне определенные, их даже как-то странно называть игроками: люди пытаются как можно детальнее понять, что же это такое, управление самолетом или подводной лодкой, наверняка у них на полках имеется коллекция моделей тех же самых самолетов и соответствующих энциклопедий.

Конечно же, я не буду говорить про все жанры: еще можно выделить квесты, "платформеры", головоломки и т.д. Просто еще раз хочется повториться: оригинальных игр практически не стало. Вообще, самой удивительной игрой, на мой взгляд, был именно Half Life со своими addon'ами --- за счет удачного смешения громадного количества жанров, от шутера до квеста. Из этого следует другой, более оптимистичный вывод: затишье, которое наблюдается за последние пять лет в игровом мире, есть процесс накопления критической массы для стремительного броска вперед, во всяком случае мне именно так хочется думать.

Вообще, после ознакомления с существующими на текущий момент играми, мне кажется что разрекламированное "интерактивное кино" появится не на телевидении, а именно в компьютерных играх. Во всяком случае, те же Half Life, Deus Ex или Max Payne более похожи на "интерактивное кино", чем сомнительные технологические "новинки", позволяющие делать сферические фотографии.

Тормозит этот процесс прежде всего ограниченность окружающего игрока мира (хотя тут сразу же на ум приходят ролевые игры вроде Baldur's Gate II, но они слишком уж запутаны в управлении и схематичны). Вообще, общая предопределенность игрового процесса задумками сценаристов несколько раздражает. Именно этот фактор, кстати, и делает игры одного жанра настолько похожими друг на друга: в обзорах игр одного жанра сначала вкратце описывается сюжет, а затем приводится список отличий рассматриваемой игры от ключевых игр жанра (например, для "шутеров" --- Quake, Unreal, Half Life), на чем обзор можно считать законченным.

Другой пример достаточно забавной (хотя и очень глупой по сюжету игры) --- Red Faction. И ведь движок у нее, прямо скажем, хилый по сравнению с другими образцами современности, сюжет попросту никакой, но играть в нее почему-то интересно (хотя бы первое время). А все дело именно в разнообразности игры и некоторой большей, чем обычно, реалистичности. То есть, если перед героем появляется некоторая машина, то он в нее может залезть и поездить (поплавать, полетать). Подобное разнообразие говорит именно о том, что те же идеи назревают и у создателей игр.

А пока что же моделируемые в играх миры чрезвычайно элементарны, потому что что разработчикам важно, чтобы их было просто описать. Наверное, частично именно поэтому практически все трехмерные игры подпадают в жанр "шутеров" и военных симуляторов: потому что изобразить агрессивный по отношению к игроку мир проще, чем нейтральный.

Резюме

Компьютерные развлечения проходят большой путь, который до них прошла киноиндустрия в начале века, заставив потеснится академические театральные постановки. И, наверное, не особенно далек тот миг, когда игры превратятся в некий вид искусства. Хотя тут стоит уповать на оригинальность мышления и амбициозность разработчиков компьютерных игр.


Версия для печати


  Ссылки по теме:
http://www.ag.ru
   Absolute games: наверное, самый интересный сайт с обзорами игр.
  Рядом в разделе:
Click here to begin (07.01.01)
   Волею судеб мне приходится работать с различными операционными системами и пользовательскими оболочками. И с некоторых пор мне кажется, что интерфейс Windows,...   >>>>
Командный интерпретатор bash (22.09.00)
   Текст ниже предназначен для тех людей, которые по принципиальным соображениям не пользуются командной строкой, мотивируя это тем, что им там работать...   >>>>
  Рядом по дате:
Черный квадрат (12.12.01)
   Пожалуй, это такой ресурс, о котором в той или иной форме рассказал практически любой веб-обозреватель (прошу заметить, что я себя к...   >>>>
Коммерция электронная (09.10.01)
   И все таки она существует! Этот факт настолько удивителен, что заслуживает пристального внимания. Когда я пытался получить свою заказанную книжку из...   >>>>
  Содержание:
Заглавная страница
Мой блог
Мое резюме
Дайджест
Программирование
   C&C++
Сети
Unix
Алгоритмы
Оптимизация
Соревнования
Отвлеченно
XML
TeX
Просто так
Студенческое
Туризм
  Байки
Фотографии
Комментарии
   Книги
Web-ресурсы
Фильмы
Интернет
Программное обеспечение
Жизнь
Благодарности
Форум
Хронология
 
  В этом разделе:
Игры (01.12.01)
   Я очень давно не играл в компьютерные игры (за редким исключением --- например, дорвавшись до тетриса) и когда наконец-то собрал себе...   >>>>
Click here to begin (07.01.01)
   Волею судеб мне приходится работать с различными операционными системами и пользовательскими оболочками. И с некоторых пор мне кажется, что интерфейс Windows,...   >>>>
Командный интерпретатор bash (22.09.00)
   Текст ниже предназначен для тех людей, которые по принципиальным соображениям не пользуются командной строкой, мотивируя это тем, что им там работать...   >>>>
Пакет шрифтов Cyr-RFX (10.09.00)
   Руссификация X11 стала в последнее время достаточно простой. Для этого достаточно указать X-серверу то, что он находится в России и попросить...   >>>>
Emacs (06.09.00)
   Emacs является культовой программой для редактирования текстов. Я думаю, что у людей, которые впервые о нем слышат, должно вызвать удивление номер...   >>>>
Содержание раздела полностью...
   Примерно в тоже время
Черный квадрат (12.12.01)
   Пожалуй, это такой ресурс, о котором в той или иной форме рассказал практически любой веб-обозреватель (прошу заметить, что я себя к...   >>>>
Коммерция электронная (09.10.01)
   И все таки она существует! Этот факт настолько удивителен, что заслуживает пристального внимания. Когда я пытался получить свою заказанную книжку из...   >>>>
Хронология полностью...
   Содержание
Заглавная страница
Мой блог
Мое резюме
Дайджест
Программирование
  C&C++
Сети
Unix
Алгоритмы
Оптимизация
Соревнования
Отвлеченно
XML
TeX
Туризм
  Байки
Фотографии
Комментарии
  Книги
Web-ресурсы
Фильмы
Интернет
Программное обеспечение
Жизнь
Студенческое
Просто так
Благодарности
Форум
Хронология
© 2000-2008, Andrey L. Kalinin
mailto:andrey@kalinin.ru
Rambler's Top100