Прерванная жизнь / Girl, interrupted, 1999
Мне надоело приводить описания с обложек компакт-дисков... все-таки люди которые их пишут это очень странные люди. Впрочем, речь не о них. Фильм "Прерванная жизнь" поставлен по одноименной автобиографической книге, которая рассказывает о годе жизни обеспеченной девушки в элитной клинике по лечению душевных расстройств. Попала она туда после попытки самоубийства --- она выпила упаковку аспирина и запила бутылкой водки, после чего пыталась вскрыть себе вены. Хотя в начале фильма Сюзана (главная героиня, ее играет Вайнона Райдер) не хочет называть случившееся попыткой самоубийства, но объяснить приглашенному родителями специалисту ничего не может, в результате чего тот и определяет ее в клинику. В женском отделении клиники находятся люди, которые по каким-то причинам не могут нормально существовать в окружающем их мире. Одна девушка постоянно лжет, другая никак не оправится от того, что сделала со своим лицом в детстве... за ними ухаживает медицинский персонал, который относится к ним максимально предупредительно --- клиника платная и больным предоставляются все условия к выздоровлению, во всяком случае, так считается. Кроме того, в клинике содержится Лиса, девушка, которая живет в ней уже 8 лет и постоянно убегает. Через несколько недель ее возвращает полиция, ее запирают на некоторое время, потом дают некоторую свободу и через определенное количество времени все начинается сначала. Дальше пересказывать фильм не имеет смысла, поэтому теперь перейду к непосредственно комментированию. Фильм, на мой взгляд, не особенно удачный. Нет, его вполне можно посмотреть, актеры играют вполне прилично. Особенно удачны роли "второго плана", среди которых можно отметить игру Вупи Голдберг (для нее хорошая игра вполне традиционна) и Анжелины Жоли (получившую за свою роль "Оскара" и "Золотой глобус"). Главные героини, по-моему, сыграли несколько хуже. Вообще говоря, хочется немного пофилософствовать. Я очень часто замечаю, что "ненормальность" есть какое-то притягательное слово для многих людей. При этом, как обычно, зачастую этот "самоповешенный" ярлык "ненормальности" есть единственное, чем человек пытается отличиться от остальных. Такое ощущение, что острая необходимость в такой вот "ненормальности" это как раз попытка утверждения себя в жизни... потому что вокруг много людей, и все чем-то отличаются: кто-то "с убеждениями", другой "умеет рассказывать анекдоты", третий "ничего себе", четвертый "в очках". Ну и, для полного набора, еще есть "ненормальный". Или, "ненормальная", что встречается несколько чаще ("со мной вчера истерика приключилась", произносится с мягким ударением на слово "истерика"). Эта "ненормальность" --- ничто. Совсем. Точно также и с этим фильмом --- в принципе, понятно что там пытаются показать и рассказать. Да, действительно, людей нельзя разделить на "нормальных" и "ненормальных", у каждого свой бзик, только некоторые сдерживаются лучше, а некоторые --- хуже. Те, которые сдерживаются совсем плохо, в итоге сидят в клинике, причем уходить оттуда сами не хотят (та же Лиса постоянно возвращается...) Другие не так "эмоциональны" и поэтому находятся снаружи клиники. Как только человеку удается научиться сдерживать себя, его из клиники отпускают --- ничего врачи вылечить, конечно же, не могут (да и что тут лечить?) Но, несмотря на все слова, сказанные абзацем раньше, для меня смысл этого фильма содержится в словах, сказанных героиней Вупи Голдберг: "но ты не сумасшедшая, ты просто богатая девочка". Именно это и изображено в фильме. Не знаю, то хотел изобразить режиссер, или не то, но в итоге фильм получился... никакой. Он наверняка правдивый, но просто ни о чем. Вы себе хорошо представляете человека, который публикует свои дневники? Зачем он их пишет, точнее? Во всяком случае, если он их публикует, то цель написания дневников является именно публикация... так и тут --- фильм "основан на реальных событиях", это явным образом подчеркивается. Тем не менее, я практически уверен в том, что посещение клиники было вызвано (в частности) желанием испытать на себе ощущения "психического расстройства". Вполне вероятно, что это желание было неосознанным. Но, если не признавать за собой попытку к самоубийству, то зачем по этому поводу лечиться? Понимаю, почему он понравился американской публике. Некоторая общая сдвинутость на психологии и психиатрии, которая только начинается у нас, у них присутствует уже очень давно. Именно поэтому все фильмы подобной тематики, тем более основанные "на реальных фактах", будут пользоваться неизменным успехом у любителей определения тайн человеческой души по форме носа или средней длине шага. Я не хочу сказать что это плохо, это, наверное, вполне логично... Кроме того фильм очень хорошо снят --- смотреть его очень приятно. Конечно же, такое зрелище есть истиная радость для "ценителей". Только вот мне опять же не дает покоя справедливость слов, сказанных героиней Вупи Голдберг... уж очень точно все это подмечено. РезюмеСмотреть фильм можно. Только никто ничего, на мой взгляд, не потеряет от того, что его не посмотрит... те кто его называют "самым необычным фильмом года" совершенно неправы, "необычного" в нем мало; все достаточно естественно и предсказуемо --- желание режиссера подсунуть одного и того же таксиста, который вез девушку в клинику и обратно, для придания большей символичности сцене возвращения только еще более усугубило мое посредственное отношение к фильму.
|
|
© 2000-2008, Andrey L. Kalinin mailto:andrey@kalinin.ru |
|